Суббота, 18.05.2024, 10:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация "Стародворская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Категории
Наш опрос
Нужно ли обязательное домашнее задание в школе?
Всего ответов: 25
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Профессиональные пробы

Технология воспитания: профессиональные пробы

«Профессиональная ориентация» очень знакомое, кажущееся банальным словосочетание. Многие забывают о ее значимости в жизни каждого из нас. Профессиональная ориентация, научная область и специальный учебный предмет должны занимать достойное место среди таких наук, как математика, физика, литература и др.

Многие люди, получив профессиональное образование или уже работая в конкретной профессиональной области, задают себе полные сомнения вопросы: та ли профессия была мною выбрана? Может быть, в другой сфере я был бы более успешен? А сколько огорчений приносит нелюбимая работа! И сколько при этом возникает других жизненных проблем!

Статистика говорит о том, что, как правило, 47% выпускников школ выбирают учебные заведения для дальнейшего образования или работу, которые не соответствуют их желанию, интересам, индивидуальным возможностям.

Совершенно очевидно, что заниматься профориентацией в школе необходимо в ходе преподавания каждого предмета, не нарушая его логики и смысла, органично включаясь в его канву. Современный преподаватель не имеет права оставаться в стороне от решения этой важной государственной проблемы в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников.

Для решения данной проблемы мы предлагаем проведение различных профессиональных проб. Их содержание характеризует профессию по трем ведущим ее составляющим: технологическая (мое мысленное представление образа профессии); ситуативная (я вношу элементы творчества в образ профессии); функциональная (я действую, воплощаю образ профессии на практике). Проба выполняется по пяти сферам профессиональной деятельности (предметам труда): человек — человек; человек — техника; человек — природа; человек — знаковая система; человек — художественный образ.

Хотелось бы, чтобы каждый учащийся попробовал себя по всем пяти предметам труда, что поможет ему приобрести практический опыт (например, в области дизайна, медицины, педагогики, банковского дела, цветоводства, кулинарии и др.). Очень важно, чтобы результатом пробы был завершенный продукт (например, заполненные банковские платежи, школьный урок, собранная электрическая цепь, проект жилого дома, очерк журналиста и др.).

Будущего профессионала необходимо научить самодостаточности. Очень важно понять, что, почувствовав возможность результативности самостоятельной работы руками и головой, человек состоится в жизни.

Учитель не может один учить, знакомить школьников с другими профессиями. Учитель – профессионал своего учительского дела, он может увлеченно рассказать о своей профессии. Для этого необходимо обратиться к социальным партнерам, родителям, выпускникам, съездить на предприятия и т.д.

Итак, профессиональная проба — профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Цель: воспитание профессионально успешного человека.

Задачи:

- знакомство с действующими перечнями  профессий  и специальностей начального  и среднего профессионального образования

- предпрофильная и профильная подготовка

- воспитания трудолюбия и уважения к труду

- воспитание уважения к различным профессиям

Механизм осуществления профессиональных проб

·           диагностика запросов учащихся на знакомство с профессиями, изучение возможностей социума ОУ: найти людей данных профессий для проведения мастер-классов из числа родителей учащихся, выпускников школ, востребованных профессий юридических лиц (МЧС, СПК, МУЗ, ЧОП, служащих ВС);

·           на основе знакомства с действующими перечнями  профессий  и специальностей начального  и среднего профессионального образования и заинтересованного обсуждения выделяются те виды (или области) деятельности, которые привлекли внимание того или иного ребенка. Далее следует посещение (если возможно) соответствующего учебного заведения, профильного предприятия или учреждения, приглашение для углубленного разговора специалистов по выбранному направлению подготовки, студентов и выпускников, и т.д.;

·           организация общения с профессионально успешными людьми с целью обсуждения роли полученного образования (общего, профессионального, постпрофессионального, самообразования и т.д.)  и универсальных компетентностей в этом успехе;

·           проведение мастер-классов по профессиям с получением готового продукта;

·           проведение сюжетно-ролевых экономических игр, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), а также организация публичных самопрезентаций учащихся «Мир моих увлечений».

Если первые шаги реализуются практически в каждой школе, то мы более подробно хотим остановиться на проведении мастер-классов, которые считаем наиболее эффективным средством в профориентировании.

Результатом профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности - изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.

Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей.

Развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника достигается за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

В содержании профессиональной пробы выделяют несколько этапов:

1. вводно-ознакомительный - определение интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об учащихся могут быть анкеты и ознакомительная беседа.

2. подготовительный - знакомство с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра кинофильмов, посещения предприятий, учреждений, встреч с профессионалами из области трудовой деятельности, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы.

3. исполнительский - осуществление теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, применяются цели, условия и ситуации проявления ПВК специалистов.

В ходе выполнения профессиональных проб школьниками соблюдаются следующие организационно-педагогические условия:

- направленность содержания деятельности учащихся на развитие их склонностей и способностей;

- ориентация на интересы учащихся;

- учет уровня подготовленности школьников к выполнению заданий различной степени сложности;

- обязательное обеспечение материально-технической базой выполнения заданий пробы с выделением и соблюдением преемственности целей, задач, условий их осуществления;

- определение продуктов деятельности учащихся и критериев для объективной оценки выполнения задания профессиональной пробы;

- сочетание индивидуальных и групповых форм выполнений заданий пробы;

- оперативный контроль и корректировка процесса выполнения профессиональной пробы;

- сочетание индивидуальных и групповых форм выполнений заданий пробы.

Учитывая все выше изложенное, на базе МБОУ «Стародворская СОШ» еще в 2012 г. было принято решении о проведении профессиональных проб. После опроса учащихся выявили список наиболее интересных и востребованных профессий. В их числе оказались: юрист, дизайнер, повар, полицейский, спасатель, парикмахер, массажист, журналист, визажист, врач, учитель, маркетолог, экономист, стилист, переводчик, гид. Изучив социум, для проведения первых мастер-классов были приглашены повар, дизайнер, парикмахер, сотрудник МЧС (родители учащихся школы), архитектор, стилист (выпускники). Также мастер-классы по профессиям журналиста, официанта и учителя проводили сами преподаватели школы, имеющие соответствующие навыки.

Весной 2012 года была проведена диагностика запросов учащихся, их разделение на группы по заинтересованности профессиями, изучение и приглашение представителей общественности для проведения мастер-классов.

Осенью 2012 года проходило вводное знакомство с перечнями выбранных профессий. Были проведены круглые столы, на которых выступили с рассказами о своей работе и представлениями материалов со своей работы Петров Р. (архитектор), Инякина А.И. (парикмахер), Варнаева Л.К. (стилист). Состоялись экскурсии на Хлебозавод г. Владимир, в главное управление МЧС г. Владимира, где ребятам показали некоторые стороны данных профессий, они могли увидеть работы спасателей и поваров на месте.

Зимой 2012 г. специалисты перечисленных профессий, а также учителя провели мастер-классы, где ребята смогли сами проявить себя в данных профессиях. За время работы мастерских ребята сделали красивые прически, маникюр, создали проект пристройки актового зала к школе, испекли пироги, сшили новогодний костюм для постановки школьного спектакля, научились правильно накрывать на столы, брали интервью и написали статью в школьную газету, разработали фрагмент урока. При этом работа в студиях длилась в 2 этапа по часу, поэтому ребята смогли поменяться и попробовать себя в 2 профессиях.

В феврале 2013 года прошел второй мастер-класс по данным профессиям. Часть ребят выказали интерес к таким профессиям как архитектор, дизайнер, стилист, спасатель. Для них проведился мастер-классов на более сложном уровне, с большей долей самостоятельности и сложности работы. Часть ребят захотели попробовать себя в других мастер-классах, на которых они не побывали. Поэтому для них был проведен мастер-класс первичного знакомства.

Итак, рассмотрим план мастер-классов по некоторым специальностям.

Профессия «Спасатель»

1.      Мастер-класс с приглашением Новикова Р.К. (сотрудник МЧС) – рассказ о профессии спасателя

2.      Посещение главного управления МЧС по Владимирской области с проведением мастер-класса по технике работы со снаряжением спасателя

3.      Организация полосы препятствий (элементы работы спасателя – пожаротушение, вынос из завала, оказание первой помощи, спасение утопающего, спуск-подъем по стене здания) с участием сотрудников главного управления МЧС по Владимирской области

4.      Организация и проведение школы выживания, летней лагерной смены совместно с сотрудниками главного управления МЧС по Владимирской области

Профессия «Адвокат»

1.      Мастер-класс с приглашением Суркова Е.Е. (адвокат) – знакомство с профессией адвоката, рассказ о проведенных делах

2.      Посещение адвокатской конторы г. Владимира, беседа со специалистами на месте

3.      Мастер-класс с приглашением Суркова Е.Е. – разборка дела, выстраиваем сторону защиты

4.      Мастер-класс с приглашением Суркова Е.Е. – организация судебного процесса

5.      Подготовка школьного сценария «Суд над сквернословием» с участием Суркова Е.Е. (помощь в выстраивании процедуры суда)

6.      Посещение открытого судебного заседания

В планах на следующие учебные года расширение спектра профессий для мастер-классов и углубление знаний по уже проведенным мастер-классам.

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа-рефлексия, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.

При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом преподаватель подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), и дает необходимые рекомендации. Если преподаватель сам испытывает затруднения при оценке, то за помощью ему следует обратиться к психологу.

Предполагаемый результат:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Показатели качества выполнения практических заданий пробы:

- самостоятельность;

- соответствие конечного результата целям задания;

- обоснованность принятого решения;

- аккуратность;

- активность и целеустремленность в достижении качественного результата;

- стремление выполнить условия и требования практического задания;

- рефлексия результатов собственной деятельности;

- проявление общих и специальных ПВК.

Показателями, по которым проверяется изменение уровня готовности школьников к выбору профессии, отрасли, в рамках которых осуществлялись профессиональные пробы, являются следующие:

- приращение представлений и опыта деятельности в конкретной отрасли;

- динамика изменения самооценки учащихся до выполнения пробы и после нее;

- адекватность самооценки;

- совпадение с оценкой внешних респондентов (преподавателя, одноклассников и др.);

- изменение мотивации школьников по их отношению к ситуации выбора профессии, к деятельности, в рамках которой выполнялась проба;

- принятие решения о дальнейших планах, связанных с выбором профессии.

  

 

Категория: Мои статьи | Добавил: superuser (27.03.2013) | Автор: Нефедова Светлана Алексеевна E
Просмотров: 7256 | Теги: мастер-класс, профессиональные пробы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz