Школа успеха: проблемы и пути создания
Жилина Т.Н.,
Жилин А.В.
Как сделать так, чтобы ребенок не шел, а
бежал (или даже летел) в школу и не хотел уходить из нее! Чтобы много лет спустя после окончания школы
восторженное «спасибо» из уст каждого выпускника разных лет не теряло своего эмоционального
содержания! Чтобы эти уже взрослые и вполне состоявшиеся люди понимали, как
много дала им школа? Школа, в которой их не только учили постигать основы наук,
а главное – развивали в них стремление
быть успешными.
На наш
взгляд, этих результатов способна
достичь школа успеха, где каждый учащийся сможет добиться успехов в учебе и внеурочной деятельности в соответствии
с задатками, наклонностями, способностями, станет яркой личностью в полном
смысле этого слова. Школа успеха- это
школа, которая не допускает, чтобы среди её учащихся были дети, обладающие
комплексом собственной неполноценности:
заниженным уровнем притязаний, заниженной самооценкой, отсутствием веры в себя
и собственные силы, крайне низким уровнем мотивации к учебной деятельности;
дети, не нашедшие своего «дела», увлечения в стенах школы. Школа успеха - это школа, в которой каждый ученик
становится успешным в учебе и выбранном виде
внеурочной деятельности.
Успех в нашей школе рассматривается, как обязательное
условие и как норма полноценной, повседневной
жизни маленького человека, а в ходе
учебно-воспитательного процесса формируется установка на успех.
Анализ результатов работы коллектива за последние годы
позволил выявить ряд проблем, которые мешали реализовать идеи развития школы как школы
успеха:
-
в микрорайоне школы
проживает большое количество неблагополучных (малообеспеченных, ассоциальных
семей), что приводит к росту количества педагогически запущенных детей, детей с
задержкой физического или психического развития;
-
70% родителей
учащихся заняты в с/х
производстве, их чрезмерная
загруженность в осеннее - весенний период
приводит в буквальном смысле к беспризорности и безнадзорности детей и
подростков;
-
низкий культурный потенциал
сельских территорий, кроме с. Старый Двор, не позволяет обеспечить
условия для творческой самореализации школьников и их родителей.
Педагогический коллектив поставил себе целью создать школу успеха, в которой каждый ребенок может найти
себе занятие по интересам. Формирование успешной
личности ученика возможно при условии,
что ситуация успеха будет создаваться всеми участниками образовательного
процесса не только в учебно-воспитательном процессе, но и во
внеурочной и внешкольной жизни учащихся.
Основным механизмом создания успешной школы
стали проекты. Первый проект «Школа, содействующая здоровью», разработан в
целях сохранения, поддержания
и укрепления здоровья, формирования
здорового образа жизни
учащихся, так как только здоровый человек может считать себя успешным. В
учебный план школы были включены предметы: «Валеология – наука об
индивидуальном здоровье», «Санология – наука об общественном здоровье», «Антропология
– наука о человеке», уроки здоровья (1-8 классы), факультативные и элективные курсы для 9
классов: «Физика и здоровье», «Химия и здоровье», «Валеоботаника», «Валеозоология», «Валеоботаника, «Мода
и здоровье», «Химия в моей
жизни», «Генетика человека», «Экология
человека», «Человек. Физика. Здоровье». В ходе проектной деятельности были разработаны и
реализованы целевые программы: «Питание
учащихся», «Школа без табака», «Мы – против наркомании», «Подросток»
(организация досуга учащихся в свободное и каникулярное время), «Подари себе
жизнь» и другие. Проведена серия комплексных
мероприятий:
«Полезные привычки» -1-4 класс, «Полезные навыки» - 5-9 класс, « Полезный выбор» -10-11 класс. Главным
итогом проекта стало: сформированность
у учащихся интереса к физической культуре и желания
заниматься своим здоровьем как основы успешного
развития и личностного благополучия.
Проблему интеграции общего и
дополнительного образования, нацеленного на создание открытого активного образовательного
пространства для успешной самореализации
каждого учащегося, формирование у него готовности к жизненному самоопределению,
удалось решить в ходе реализации проекта «Школа
полного дня». Под
самореализацией мы понимаем творческую деятельность, в результате которой
изменяется окружающая действительность и сам человек; формируется потребность к самосовершенствованию.
Школа полного дня - это мощный образовательный ресурс
для всех участников воспитательно-образовательного процесса в плане обогащения
субъектного опыта, реализации личностного потенциала через диалогическое
взаимодействие обучающихся, педагогов, родителей, а также через проектирование
возможностей среды (условий), осуществление выбора собственного роста, личных
успехов и достижений. Учителя учат школьников воспринимать
действительно необходимые знания за счет высокой мотивации к учебной
деятельности, максимально развивают природные
качества, которыми
наделила их природа. В ШПД, когда
ребенок длительное время пребывает в школе, детям помогают найти себя
в разных сферах
деятельности: хочешь петь,
танцевать, играть - ты научишься
делать это профессионально. С
этой целью привлекаем к
работе лучших педагогов дополнительного образования, обеспечивая консолидацию всех
заинтересованных учреждений (Центр
внешкольной работы, детско-юношеская спортивная школа г. Суздаля, детская школа искусств с. Новоалександрово,
станция юннатов и другие).
Проект « Школа творчества» обеспечил
создание единого культурно-образовательного
пространства сельского поселения на основе укрепления межведомственных связей,
способствующего реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Каждый
школьник наряду с предпрофильной и профессиональной подготовкой получил
возможность заниматься в кружках по интересам, участвовать в проектах, акциях, конкурсах, коллективно –
творческих делах и лагерных сменах
разной направленности: художественно-эстетической, гражданско-патриотической,
духовно-нравственной, учебно-познавательной, спортивно – оздоровительной,
экономическо-трудовой, экологической. Дополнительное образование в контексте
данного проекта рассматривается как
процесс личностного развития, укрепления здоровья, творческого труда.
Можно ли стать каждой школе школой
успеха? Можно,
если это школа добрых замыслов и добрых дел, если в основе всей школьной жизни
лежит любовь и забота о ребенке, если в
школе действительно человек становится не средством, а целью любой деятельности.
Администрация рассматривает школу успеха как основу обеспечения
психолого-педагогических условий,
стимулирующих потребность в творческом
саморазвитии ученика и учителя.
Учитель в нашей школе имеет возможность
совершенствовать своё педагогическое мастерство, развивать профессиональные
качества, индивидуальность, самореализоваться
в ходе деятельности и системе повышения квалификации.
Таким образом, анализ
процесса становления школы как школы успеха позволяет сделать вывод, что
именно такая гибкая адаптивная модель образовательного учреждения может
удовлетворить самые разнообразные запросы родителей, учащихся:
-повысить
мотивацию учащихся к учёбе,
-предоставить
учащимся возможность получения дополнительного образования,
-
воспитать бережное отношение к родной
земле, уважительное отношение к труду
Модель
такой школы может реально повысить конкурентоспособность выпускника сельской
школы. |