Спортивный совет - системообразующий фактор
построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в сельском социуме
Жилин
Александр Владимирович,
учитель физической культуры
Стародворской СОШ
Суздальского района
Идея здоровьесбережения учащихся - красная нить национального проекта
«Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных
государственных образовательных стандартов.
Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а
сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной
функцией образовательного учреждения.
Особенно актуальна эта проблема для сельской школы.
Проведенная последняя диспансеризация детского
населения МО Новоалександровское сельское поселение подтвердила
сформировавшиеся устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров
здоровья детей: увеличение заболеваемости и инвалидности, за последние 5 лет заболеваемость детей в
возрасте до 14 лет возросла на 19%, подростков 15-17 лет – на 20%.
Школа обслуживает девять населенных пунктов с
неразвитой социальной сферой:
-отсутствуют спортивные залы за исключением с.
Старый Двор;
-нет
физкультурно-оздоровительных комплексов;
-
в трех населенных пунктов с. Старый Двор, с. Клементьево и с. Кутуково имеются
муниципальные учреждения культуры с очень ограниченным штатом сотрудников.
Кроме того,
доля семей учащихся с низким уровнем жизни преобладает, что является
непосредственной причиной снижения числа
пользователей услуг сферы образования,
физической культуры и спорта. Вместе с
тем количество молодых людей от 6 до 20 лет, постоянно проживающих в социуме
школы, составляет порядка трехсот
человек.
В связи с этим необходимо было определить роль школы в поддержании,
сохранении и укреплении здоровья детей, тем более что ФГОС второго поколения
определяют эту задачу как одну из приоритетных, а результатом ее решения должно стать создание комфортной развивающей
образовательной среды, имеющей принципиальное
значение для формирования гармонично развитой личности.
Решением данной задачи явилась
идея создания Школы полного дня, которая реализуется с 2010 года в ходе муниципального эксперимента « Школа полного
дня - центр социального здоровья
микрорайона».
Школа
полного дня - это организация
учебно-воспитательного процесса,
при которой ребенок
длительное время пребывает
в школе, занимаясь в
кружках по интересам,
получает дополнительное образование,
предпрофильную и профильную подготовку,
участвует в
проектах, акциях, конкурсах. Однако – это не школа с продленным днем для учащихся,
которые после уроков под руководством воспитателя обедают, гуляют, готовят
домашние задания, читают и играют, это не учреждение с кружковой и секционной работой
во второй половине дня. Для нас школа полного дня - это такая модель учебного
заведения, которая целостно объединяет учебную и внеучебную сферы деятельности
на основе личностно ориентированной практики, на стирании грани между основным
и дополнительным образованием,
единстве реализации учебной и
воспитательных задач, это
возможность объединить в
единый функциональный комплекс
образовательные,
оздоровительные и духовно-нравственные процессы.
Особая
роль в данном эксперименте отводится учителям физической культуры,
обеспечивающим реализацию индивидуальной образовательной траектории
учащихся в области физической культуры. До 2009 года внеурочная
физкультурно-оздоровительная работа не представляла собой целостной системы по
следующим причинам:
Ø отсутствие руководителей дополнительного образования
спортивно - оздоровительной направленности;
Ø недостаточность материально- технической базы для
реализации программ дополнительного образования;
Ø неполноценность условий для совершенствования физической
подготовленности старшеклассников к игровым видам деятельности из-за малокомплектности школы;
Ø недостаток педагогических кадров (1 учитель физической
культуры) и как следствие чего чрезмерная педагогическая нагрузка.
Но самой главной причиной являлось то, что приезжие
дети из других населенных пунктов (а их 60%) были лишены вообще возможности
заниматься внеурочной деятельностью спортивно- оздоровительной направленности
из – за ограниченного времени пребывания
в школе только на уроках.
С момента введения режима школы полного дня у всех учащихся в равной степени появилась
возможность заниматься физической культурой во внеурочное время. Были внесены
изменения в планировании общешкольной спортивно - оздоровительной работы:
-
полном объеме стало реализовываться положение о школьной спартакиаде;
-традиционными
стали конкурсы «Самый спортивный класс» и «Спортсмен года», слеты, походы,
ежедневные динамические паузы для учащихся начальной школы, ЛФК и т.д.;
-увеличилось
количество общешкольных мероприятий спортивно- оздоровительной направленности.
Однако это не позволило добиться
серьезных изменений в физической подготовленности учащихся, т.к. только систематические занятия физической
культурой, отдельными видами спорта могут принести высокие результаты, а значит необходимо было создать
условия для работы спортивных кружков и секций. Более того выпускники школы,
проживающие в социуме школы теряли свою физическую форму из–за отсутствия
систематических тренировок, хотя могли участвовать в спортивной жизни школы.Поэтому
с 2011 года для объединения усилий всех заинтересованных юридических и
физических лиц по созданию условий для улучшения физического развития и
физической подготовленности учащихся, воспитания потребности в занятиях
физической культурой, формирования навыков здорового образа жизни у детей и
взрослых в школе и вне ее создается Спортивный
совет социума (ССС). В его состав вошли представители сельской
администрации и предприятий, руководители учреждений культуры, сотрудники
участковой больницы, руководители школы, медико-психолого-педагогическая
служба. Свою деятельность Совет
организует на основе положения и плана работы. Общую
ответственность за организацию деятельности
Совета несет директор школы и учитель физкультуры.
Эффективность
физкультурно-оздоровительной работы в значительной мере определяется отношением
к ней детей и взрослых, направленностью их физкультурных интересов и
потребностей. Поэтому одной из функций Совета стала
информационно-аналитическая: сбор информации
о здоровье жителей социума, о
волеологическом мышлении, об образе
жизни, об ценностном отношении к физической культуре, о возможности участия в
соревнованиях, секциях физкультурно -
оздоровительной направленности. На основе изученных потребностей планируется
работа клубов и секций спортивной направленности, руководителями которых
являются выпускники МКОУ «Стародворская СОШ» В настоящее время работают секции:
теннис, футбол, баскетбол, волейбол, шахматы. При поддержке Совета разработаны
и организуются спортивные мероприятия
детей и взрослых социума, ставшие традиционными. Среди них:
- соревнования по хоккею «Золотая шайба»
среди дворовых команд;
- муниципальный турнир на снегу по мини-футболу
для детских дворовых команд»Богатырская наша сила»;
- соревнования «Дед, Папа и я- дружная
команда»; - соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовки и сборке- разборке АК-74;
- соревнования «Школа безопасности» среди детей и подростков;
- спортивный праздник детей и
взрослых «Зимушка-зима». Одна из серьезных новых задач,
которую решает Совет совместно с
администрацией школы, – это подготовка учителя к работе с учащимися,
направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. В
связи с этим выстраивается система методической
учебы по следующим актуальным темам:
- методика разработки и реализации
программ по формированию культуры здоровья и навыков здорового образа жизни;
- здоровьесберегающие образовательные
технологии и формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом его
психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;
- требования к психолого-педагогическим и
гигиеническим условиям проведения урока и внеурочных занятий;
-профилактика вредных привычек;
-организация безопасной образовательной
среды;
-интеграция образовательного и оздоровительного процессов;
-методика разработки и реализации
комплексных программ родительского всеобуча;
-методика оценки эффективности
здоровьесберегающей деятельности ОУ на обучающихся;
-профилактика асоциального поведения среди
молодежи.
Определяя
здоровьесбережение как главное направление работы, мы исходим их того, что
школа – не медицинское учреждение и подменять фукнции врачей не может и не имеет права. В
связи с этим осуществляется тесное взаимодействие со школьной медицинской службой, МУЗ «Стародворская участковая
больница», врачами-консультантами по
конкретным вопросам: прививки,
флюорография, диспансеризация,
профилактика травматизма, физические нагрузки, ЛФК при различных болезнях. Медицинские работники по просьбе Совета на
семинарах и практикумах формируют общие представления о физической
культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом
развитии и физической подготовленности, проводят обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и
физической подготовленности учащихся. И главное, педагогическим
коллективом совместно с медицинскими работниками осуществляется непрерывный мониторинг состояния здоровья
учащихся. Мониторинговая деятельность включает в себя санитарно-медицинскую и
психолого-педагогическую диагностику, анализ результатов контроля и
диагностики, коррекцию
физического, психического и социального здоровья. Советом определены основные
критерии и показатели осуществляемого в
школе здоровьясбережения, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии
|
Показатели и методы диагностики
|
Уровень физической подготовки и физического
развития школьников.
|
По
общешкольной диагностике (по оценке физических качеств: скоростных,
координационных, скоростно –силовых, силовых, гибкости, выносливости) и
диагностике общего уровня физической подготовленности.
|
Уровень
владения теоретическими знаниями предмета «Физическая культура»
|
Предметное
тестирование и тестирование, ориентированное на упражнения двигательной
активности, оценку физических качеств и других показателей здоровья
|
Уровень
личностно- мотивированной потребности в укреплении здоровья
|
Количество
времени учащегося, занятого в кружках
и секциях спортивно-оздоровительного
направления, двигательная активность школьника в режиме дня (недели). Анкетирование
и наблюдение за участием ребенка в общешкольной спартакиаде.
|
Уровень
сформированности привычек, необходимых для
здорового образа жизни.
|
Наличие
(отсутствие) вредных привычек, физическая активность ребенка (для школы количества курящих детей, детей,
употребляющих пиво и крепкие спиртные напитки, увеличение количества
учащихся, занимающихся в кружках и секциях спортивно- оздоровительной направленности).
|
Параметры
здоровья
|
Самочувствие
учащихся, наличие психовегетативных
реакций организма (утомляемость, головные боли, раздражительность,
предболезненное состояние учащихся и т.д).
|
Результаты мониторинга, их учет в
учебно-воспитательной работе, помощь родителям в построении здоровой
жизнедеятельности учащихся и семьи в целом обеспечивает формирование культуры
здоровья как в школе, так и в социуме. Духовным ориентиром в нашей работе стали
слова Мишеля де Монтень – французского философа – гуманиста: «Здоровье – это
драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не
только не жалеть время, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради
него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и
унизительной».
Спортивный
совет, по нашему мнению, является основным системообразующим фактором
построения и реализации здоровьесберегающей деятельности, объединяя всех
участников образовательного процесса для достижения выше названной цели.
|