Суббота, 18.05.2024, 06:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация "Стародворская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Категории
Наш опрос
Нужно ли обязательное домашнее задание в школе?
Всего ответов: 25
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Спортивный совет - системообразующий фактор построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в сельском социуме

Спортивный совет -  системообразующий фактор построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в  сельском социуме 

Жилин Александр Владимирович,

учитель физической культуры

Стародворской  СОШ
Суздальского района
      

               Идея здоровьесбережения учащихся  - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся  должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения. Особенно актуальна эта проблема для сельской школы. 

             Проведенная последняя диспансеризация детского населения  МО Новоалександровское  сельское поселение подтвердила сформировавшиеся устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей: увеличение заболеваемости и инвалидности,  за последние 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла на 19%, подростков 15-17 лет – на 20%.

Школа обслуживает девять населенных пунктов с неразвитой социальной сферой:

 -отсутствуют спортивные залы за исключением с. Старый Двор;

-нет физкультурно-оздоровительных комплексов;

- в трех населенных пунктов с. Старый Двор, с. Клементьево и с. Кутуково имеются муниципальные учреждения культуры с очень ограниченным штатом сотрудников.

 Кроме того, доля семей учащихся с низким уровнем жизни преобладает, что является непосредственной причиной  снижения  числа  пользователей  услуг  сферы  образования, физической культуры и спорта.   Вместе с тем количество молодых людей от 6 до 20 лет, постоянно проживающих в социуме школы, составляет порядка трехсот  человек.

         В связи с этим необходимо  было определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении здоровья детей, тем более что ФГОС второго поколения определяют эту задачу как одну из приоритетных, а результатом ее решения  должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды, имеющей принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности.

               Решением данной задачи явилась идея создания Школы полного дня, которая реализуется  с 2010 года в ходе  муниципального эксперимента « Школа     полного  дня - центр  социального  здоровья  микрорайона».

Школа  полного  дня - это  организация  учебно-воспитательного  процесса, при  которой  ребенок  длительное  время  пребывает  в  школе, занимаясь  в  кружках по интересам,  получает  дополнительное  образование,   предпрофильную  и профильную  подготовку,     участвует  в  проектах,  акциях, конкурсах.  Однако – это  не школа с продленным днем для учащихся, которые после уроков под руководством воспитателя обедают, гуляют, готовят домашние задания, читают и играют, это не учреждение с кружковой и секционной работой во второй половине дня.    Для нас школа  полного дня - это такая модель учебного заведения, которая целостно объединяет учебную и внеучебную сферы деятельности на основе личностно ориентированной практики, на стирании грани между основным и дополнительным образованием,  единстве  реализации учебной и воспитательных задач, это  возможность  объединить    в  единый  функциональный  комплекс  образовательные,  оздоровительные  и  духовно-нравственные  процессы.

         Особая роль в данном эксперименте отводится учителям физической культуры, обеспечивающим реализацию индивидуальной образовательной траектории учащихся  в области физической культуры.   До 2009 года внеурочная физкультурно-оздоровительная работа не представляла собой целостной системы по следующим причинам:

Ø отсутствие руководителей дополнительного образования спортивно - оздоровительной направленности;

Ø недостаточность материально- технической базы для реализации программ дополнительного образования;

Ø неполноценность условий для совершенствования физической подготовленности старшеклассников к игровым видам деятельности из-за малокомплектности  школы;

Ø недостаток педагогических кадров (1 учитель физической культуры) и как следствие чего чрезмерная педагогическая нагрузка.

Но самой главной причиной являлось то, что приезжие дети из других населенных пунктов (а их 60%) были лишены вообще возможности заниматься внеурочной деятельностью спортивно- оздоровительной направленности из – за ограниченного  времени пребывания в школе только на уроках.

С момента введения режима школы полного  дня у всех учащихся в равной степени появилась возможность заниматься физической культурой во внеурочное время. Были внесены изменения в планировании общешкольной спортивно - оздоровительной работы:

- полном объеме стало реализовываться положение о школьной спартакиаде;

-традиционными стали конкурсы «Самый спортивный класс» и «Спортсмен года», слеты, походы, ежедневные динамические паузы для учащихся начальной школы, ЛФК и т.д.;

-увеличилось количество общешкольных мероприятий спортивно- оздоровительной направленности.

           Однако это не позволило добиться серьезных изменений в физической подготовленности учащихся, т.к.  только систематические занятия физической культурой, отдельными видами спорта могут принести  высокие  результаты, а значит необходимо было создать условия для работы спортивных кружков и секций. Более того выпускники школы, проживающие в социуме школы теряли свою физическую форму из–за отсутствия систематических тренировок, хотя могли участвовать в спортивной жизни школы.Поэтому  с 2011 года для  объединения усилий  всех заинтересованных юридических и физических лиц по  созданию  условий для улучшения физического развития и физической подготовленности учащихся, воспитания потребности в занятиях физической культурой, формирования навыков здорового образа жизни у детей и взрослых в  школе и вне ее создается  Спортивный совет социума (ССС). В его состав вошли представители сельской администрации и предприятий, руководители учреждений культуры, сотрудники участковой больницы, руководители школы, медико-психолого-педагогическая служба. Свою деятельность Совет организует на основе положения и плана работы. Общую ответственность за организацию деятельности  Совета  несет директор школы и учитель физкультуры.

              Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в значительной мере определяется отношением к ней детей и взрослых, направленностью их физкультурных интересов и потребностей. Поэтому одной из функций Совета стала информационно-аналитическая: сбор  информации о здоровье  жителей социума, о волеологическом  мышлении, об образе жизни, об ценностном отношении к физической культуре, о возможности участия в соревнованиях, секциях физкультурно - оздоровительной направленности. На основе изученных потребностей планируется  работа клубов и секций спортивной направленности, руководителями которых являются выпускники МКОУ «Стародворская СОШ» В настоящее время работают секции: теннис, футбол, баскетбол, волейбол, шахматы. При поддержке Совета разработаны и организуются  спортивные мероприятия детей и взрослых социума, ставшие традиционными. Среди них:

- соревнования по хоккею «Золотая шайба» среди дворовых команд;

- муниципальный турнир на снегу по мини-футболу для детских дворовых команд»Богатырская наша сила»;

- соревнования «Дед, Папа и я- дружная команда»;

соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовки и  сборке- разборке АК-74;

- соревнования «Школа безопасности» среди детей и подростков;

- спортивный праздник детей и взрослых «Зимушка-зима».

   Одна из серьезных новых задач, которую  решает Совет совместно с администрацией школы, – это подготовка учителя к работе с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. В связи с этим   выстраивается система методической учебы по следующим актуальным темам:

- методика разработки и реализации программ по формированию культуры здоровья и навыков здорового образа жизни;

- здоровьесберегающие образовательные технологии и формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;

- требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока и внеурочных занятий;

-профилактика вредных привычек;

-организация безопасной образовательной среды;

-интеграция образовательного  и оздоровительного процессов;

-методика разработки и реализации комплексных программ родительского всеобуча;

-методика оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ на обучающихся;

-профилактика асоциального поведения среди молодежи.

                Определяя здоровьесбережение как главное направление работы, мы исходим их того, что школа – не медицинское учреждение и подменять  фукнции врачей не может и не имеет права. В связи с этим осуществляется тесное взаимодействие со  школьной медицинской  службой, МУЗ «Стародворская участковая больница», врачами-консультантами по  конкретным  вопросам: прививки, флюорография,  диспансеризация, профилактика травматизма, физические нагрузки, ЛФК при различных болезнях. Медицинские работники по просьбе Совета на семинарах и практикумах формируют  общие представления о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, проводят обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой,  отдельными показателями физического развития и физической подготовленности учащихся. И главное, педагогическим коллективом совместно с медицинскими работниками осуществляется  непрерывный мониторинг состояния здоровья учащихся. Мониторинговая деятельность включает в себя санитарно-медицинскую и психолого-педагогическую диагностику, анализ результатов контроля и диагностики,  коррекцию физического, психического и социального здоровья. Советом определены основные критерии и показатели осуществляемого  в школе здоровьясбережения, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии

Показатели и методы диагностики

Уровень  физической подготовки и физического развития школьников.

По общешкольной диагностике (по оценке физических качеств: скоростных, координационных, скоростно –силовых, силовых, гибкости, выносливости) и диагностике общего уровня физической подготовленности.

Уровень владения теоретическими знаниями предмета «Физическая культура»

Предметное тестирование и тестирование, ориентированное на упражнения двигательной активности, оценку физических качеств и других показателей здоровья

Уровень личностно- мотивированной потребности в укреплении здоровья

Количество времени учащегося,  занятого в кружках и секциях спортивно-оздоровительного  направления, двигательная активность школьника в режиме дня (недели).

Анкетирование и наблюдение за участием ребенка в общешкольной спартакиаде.

Уровень сформированности привычек, необходимых для  здорового образа жизни.

Наличие (отсутствие) вредных привычек, физическая активность ребенка (для школы  количества курящих детей, детей, употребляющих пиво и крепкие спиртные напитки, увеличение количества учащихся, занимающихся в кружках и секциях спортивно- оздоровительной направленности).

Параметры здоровья

Самочувствие учащихся, наличие  психовегетативных реакций организма (утомляемость, головные боли, раздражительность, предболезненное состояние учащихся и т.д).

          Результаты мониторинга, их учет в учебно-воспитательной работе, помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом обеспечивает формирование культуры здоровья как в школе, так и в социуме. Духовным ориентиром в нашей работе стали слова Мишеля де Монтень – французского философа – гуманиста: «Здоровье – это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть время, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и унизительной».

          Спортивный совет, по нашему мнению, является основным системообразующим фактором построения и реализации здоровьесберегающей деятельности, объединяя всех участников образовательного процесса для достижения выше названной цели.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: superuser (21.11.2012)
Просмотров: 606 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz